www.NazarNews.kg NazarNews - дүйнө назарында! www.NazarNews.kg NazarNews - в центре мирового внимания! www.NazarNews.kg NazarNews - ترى العالم في عينيك www.NazarNews.kg NazarNews - 你眼中的世界! www.NazarNews.kg NazarNews - dünya gözünüzde! www.NazarNews.kg NazarNews - The world in your eyes! www.NazarNews.kg Биздин байланыш: +996 779 028 383 www.NazarNews.kg Email: [email protected] www.NazarNews.kg WhatsApp кабар: +996 779 028 383 www.NazarNews.kg

Биздин замандын IX-XI кылымдарындагы Улуу Кыргыз кандыгы жөнүндө тарыхый маалыматтар өтө жетиштүү. Аларга учкай эле токтолсок болот.

«Киргизы после Победы над уйгурами (840 ж.) сделались первенствующим кочевым народом в Монголии и Средней Азии. До сих пор в Монголии сохранилась память о последнем турецком народе, владевшем Монголией - о киргизах: все древние могилы  называются киргизскими».

«Киргизы, жившие тогда на Енисее, упоминаются в китайских источниках ещё в эпоху хуннов, в 201г. до н.э» 

«Киргизы принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Из народов, живущих в Средней Азии в настоящее время, нет, по-видимому, ни одного, название которого так рано встречалось бы в истории».

«...но пока нет основания полагать, что самое слов о турки существовало раньше VI в.н.э.».

Демек, кыргыздар тарыхта аталгандан 800 жылдан кийин гана «түрк» деген сөз пайда болгону, кыргыздар алардан кыйла байыркы эл экенин далилдейт. Түрк, азербайжан, якут, хакас элдеринин билимдүү өкүлдөрү бүгүн намыстанбай, ачык эле айтып жүрүшөт:

«Кыргыз - биздин Бабабыз. Кыргыз - колдун билеги болсо, түрк элдери анын манжалары» деп.

«Носители современного казахского языка самостоятельный народ, сложившийся в XVв. в результате консолидации многочисленных родов и родоплеменных официально союзов на территории Казахстана.

Как общее название всего казахского народа этноним казах стал употребляться с 30-х годов ХХв. в связи с образованием Казахской CCP. В официальных документах царской администрации и дореволюционных исследованиях казахи были известны как киргизы или степные киргизы... Казахский язык в прошлом именовался киргизским или казах-киргизским языком».

Байыркы улуу кыргыз элинин бүгүнкү урпактары казак, орус элдерине малай болуп, короосун шыпырып, тамекисин өстүрүп, имараттарын куруп, малын багып, бир тобу кайра келбей, аларга бара-бара сиңип, жок болуунун жолуна түшкөнүн токтотуп, өз мекенибиздин абалын которуп, калкыбызды жумуш менен камсыз кылып, эмгек маянасын татыктуу жашоого жеткизе турган убакыт келди.

Элибиз минтип тарап олтуруп, жерибизди, ГЭСтерибизди белектерге сатып, Ата-Журтубузду аларга эзлетип, Мекенибизди алдырып, калгандарыбыз да тентийбизби? Минтип олтурсак, эртең балдарыбыз өз өлкөбүздө сырттан келген бөлөк-бөтөн элдерге аргасыздан малай болобу?

Миң жылдар бою далай табигый кырсык, кандуу согуштарды жеңип, аман калган кыргыз, кийинки он беш жылда жоо тийбей, өзүнүн кайдыгерлигинен мамлекет бийлигин жеке кызыкчылыгына иштетип, пайдаланган бир ууч топко алы жетпей, улуу тарыхынан, рухунан, ыйык мекен, Ата-Журт, эне очогунан кечип, тентип, жакырчылыктан башы чыкпаганын кантип түшүнсөк болот??

Анын бир эле себеби бар болгонун унутуп, курсактын кулу, намысын - кыргыз байыркы, улуу эл жоготуп, рухун алдырып, кекиртектин малайы болуп, келечекти ойлобой, мансапка, дүнүйөгө азгырылып, күнүмдүк турмуш менен гана жашап калганы.

Буга дагы бир далил - кыргыздарга таандык болгон Таштык маданияты.

«Теперь благодаря многочисленным находкам масок мы знаем, что этот процесс в основном протекал в таштыкское время, а это позволяет уже теперь говорить о таштыкской культуре как об основе развития культуры потомков дин лин енисейских киргизов.

В своем месте Это I оправдывается анализом кыргызских материалов. вполне оправдывается анализом кыргызких материаов».

«Находки таштыкских погребениях древнехакасских (кыргызских) каменных курганах («чаатас»), а также на древнехакасских стоянках позволяют утверждать наличие тесной генетической связи между таштыкской и древнехакасской (кыргызской) культурой».

«Таким образом, время таштыкской культуры мы можем приближенно определить пятью веками - с Ів до н.э. по IVв. Н.э.».

«Это приводит к возникновению в таштыкское время основных черт, определяющих особенности внешнего облика среднеенисейского местного населения в кыргызскую эпоху и позднее».

«Следовательно, портретные погребальные маски позволяют сделать вывод очень большого исторического значения: они современного дают основание хакасского связать формирование населения всей предшествующей историей Минусинской котловины.

Они позволяют тем самым и преемников таштыкского населения, предков современных хакасов, енисейских кыргызов VI-X вв. считать народом, сложившимся на этом этническом материале, который пережил столь сложные изменения в таштыкское время»!

Булак: NazarNews.kg

Последние новости